16 яростных читателей на связи: Рецензия на роман Евгения Водолазкина «Чагин»
Продолжаем рассказывать о прочитанном!
Сегодня Мария Мадьярова рассказывает о романе Евгения Водолазкина «Чагин».
Приятного чтения!
_____________________
И снова Евгений Водолазкин, на этот раз с романом «Чагин». Признаюсь сразу: до сих пор после прочтения не могу определить, чего же я больше получила – удовольствия или разочарования. Возможно, и того и другого поровну.
Удовольствия – от авторской манеры повествования. Почему-то всегда помнилось, что автор – доктор филологических наук, но кто он больше – ученый или писатель?
В заслугу ему могу поставить умение закручивать сюжет, находить в нем необычные, интригующие ходы, живописать, заниматься эквилибристикой слова.
Что же касается сюжета…
Он, как всегда у Водолазкина, не жизненный, может даже надуманный. Но мы ведь знаем, что автор имеет право на художественный вымысел, на создание так называемой второй реальности. Не может же Водолазкин просто взять и банально описать жизнь своего героя! Хотя, по сути, именно этому и посвящен роман.
Однако пора представить Чагина. Автор начинает с похорон героя. А потом знакомит с ним с помощью его дневника, которым занимается коллега-архивист. Дневник написан в старомодно-канцелярском стиле: как представляется, коль скоро, следует признать, притча во языцех, паче чаяния. И становится понятно, что это замкнутый, несовременный, книжный человек. И имя странное: Иси́дор. Человек очень своеобразный, главная его особенность – феноменальная память. А вот дар это или дополнительные неудобства (трудности) в жизни? По Водолазкину, скорее, второе. Эта способность как раз и оказала Чагину медвежью услугу.
Напрашиваются размышления о свойствах человеческой памяти. Плохое помнится дольше хорошего? Не замечали ли вы, что мы с трудом можем вспомнить радостные моменты нашей жизни, а вот обидные слова, нелепые ситуации, неблаговидные поступки вспоминаются гораздо легче? Получается, что у счастья и радости просто нет памяти.
Исидор обладает способностью запоминать (фотографировать в памяти) все, что попадает в поле его интересов, при этом, естественно, не может забыть (хотя старается, а к концу жизни даже учится этому) и простить себе предательства. Не прощают его ни тот, кого он предал, ни его невеста.
Видимо, чтобы поведать нам историю предательства, автору пришлось ввести в повествование некоего Генриха Шлимана и его «открытие» Трои, Даниеля Дефо, тайных агентов и других не менее экзотических персонажей.
В романе несколько человек рассказывают об Исидоре Чагине. Коллега, изучающий его дневник, начинает узнавать о нем некоторые подробности у тех, кто его знал, в частности у чагинской соседки. Жизнь обычного заурядного человека: рос без отца, учился в школе в Иркутске, окончил высшее учебное заведение в культурной столице. Это самая реалистичная часть книги, здесь все события датированы, подтверждаются архивными материалами.
«Ведь это только кажется, что дневник пишут для себя. Его пишут – для других. Всякий, кто ведет дневник, надеется, что его прочтут».
Параллельно возникает история самого исследователя, Павла Мещерского, которая так тесно переплетается с жизнью мнемониста, что порой трудно понять, о ком идет речь. Наверное, это неслучайно, и автор вкладывает сюда определенный смысл. «Изучая эту жизнь, необычную и по-своему трагическую, я стал смотреть на нее изнутри». Сроднился.
Во второй части книги сотрудник библиотеки (работает в отделе охраны) Николай Иванович повествует про тайную работу Исидора, связанную с выполнением задания по возврату книги, которую то ли продали, то ли подарили Британской библиотеке. Необходимо внедриться в ее штат и попытаться выкрасть раритет. Только непонятно, удалось это Чагину или нет? Изложение поведения агента очень похоже на записки сумасшедшего. Нереальность происходящего хорошо иллюстрирует одно из высказываний мнемониста: «…События жизни человека не являются чем-то от него неотделимым… есть ведь случайные поступки? События, которые душе… не соответствуют. И тогда душа просит иных событий. И начинает вспоминать то, чего с ней никогда не было». Так было или не было?
И вот автор, наконец, дает возможность читателю передохнуть. Начинается самый увлекательный и веселый период – выступления Чагина на сцене с мнемотехническими номерами. Но их описание сильно проигрывает предыдущим историям, несмотря на то, что появляется доброжелательный рассказчик. Понятно, что жизнь человека порой непредсказуема, искать в ней логику затруднительно. Похоже, автор решает какую-то свою сверхзадачу и в этот момент, мне кажется, вообще забывает про читателя. А у того вновь возникает вопрос: для чего?
И все-таки удивительное сочетание реальности и фантазии, предательства и благородства, добра и зла, сарказма и доброго юмора, любви и нежности, смирения и честности выдает в Водолазкине маститого писателя.
Чтобы вы оценили авторскую манеру, приведу цитату: «Появление в речи Николая Ивановича не свойственных ему слов воспринималось как риторический прием. Слова сентенция, ипостась, отнюдь, изрядно, коль скоро и грядущее первое время не отменяли любимых им крепких выражений. В некотором отношении они их даже оттеняли и усиливали. <…> В каком-то смысле происходившие с ним метаморфозы можно было считать естественным влиянием этого учреждения [мы помним, что работает он в библиотеке]. <…> Сотни тысяч книг, собранных в одном месте, имеют свою энергию. <…> Значительные книжные собрания способны формировать личность. Говорят ведь, что даже движение вдоль книжных полок само по себе благотворно [это во мне заговорил библиотекарь!]».
Водолазкин не изменяет себе: здесь, как и в других его книгах, точно и всегда кстати много философских, культурных, филологических отсылок, параллелей, цитат. Ну и, конечно, недосказанности. Значит, есть над чем поразмышлять.
Окончание романа меня порадовало. Многое прояснилось, стало как-то душевно и комфортно – и дело даже не в том, что «хорошо то, что хорошо кончается»… а в чем-то другом. Просто сразу захотелось сказать близкому человеку хорошие слова!
Может, ради этого и стоит прочитать роман Евгения Водолазкина «Чагин»! И если вы умеете и любите читать между строк, вам он точно понравится!
Книгу можно почитать на ЛитРес.
Читайте и будьте счастливы!